Virtual Laboratory Wiki
Advertisement
Adobe Caslon a.svg Авторская работа
Автор: Макеев Александр Константинович
Руководитель: сам себе руководитель
Рецензия: ?

Интуитивно понятный унифицированный рельефно-точечный шрифт Симметрица Брайля-Макеева

Плоскостная центростремительно-центробежная сферовекторно-фрактальная унификация и симметричные взаимосвязи относительно геометрического центра знаков по вертикальной и по горизонтальной оси знаков, и между всеми знаками всей унифицированной системы знаков, которые Александр Константинович Макеев использовал при разработке плоских линейных знаков алфавита Симметрица Макеева для зрячих людей, им были использованы и при разработке рельефно-точечных знаков шрифта Симметрица Брайля-Макеева для незрячих людей.

Луи Брайль в 1824 году, в возрасте 15 лет, будучи сам незрячим, предложил и сам применил следующую матрицу рельефно-точечных знаков: два вертикальных ряда, в которых может быть расположено от нуля до 3 точек. Во время чтения номера позиции точек в рельефно-точечном знаке шрифта Брайля ведутся сверху вниз от левого ряда от 1-го до 3-го. Номера позиции точек в правом ряду ведутся сверху вниз от 4 до 6.

Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,7 мм, диаметром 1,5 мм, записывается в ячейке размером 4,0 мм х 6,5 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь.

Расстояние между центрами точек в ячейке знака по вертикали и по горизонтали занимает около 2,5 мм.

Расстояние строке между между соседними знаками от середины левого столбца точек предшествующего знака и серединой левого столбца точек следующего знака равно 6 мм по горизонтали.

Расстояние между строками от серединой верхнего ряда точек знака на предшествующей строке и серединой верхнего ряда точек знака на нижележащей строке равно 10 мм по вертикали. Все эти размеры соответствуют ГОСТ Р50917-96. (См. рис. 1.)

Рис. 1. Нумерация мест положения точек в ячейке шрифта при чтении. Размеры ячейки знака шрифта Брайля и расстояние между этими ячейками по строке и между строками. Нумерация мест положения точек в ячейке шрифта при чтении и при письме

Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40—43 ячейки.

Наличие или отсутствие точек в ячейке (продавленных грифелем в специальной плотной бумаге) дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для ее распознавания на ощупь.

Для написания знаков шритфта Брайля используется специальный трафарет с подложкой (прибор), в который вкладывается лист специальной плотной бумаги, хорошо держащей форму. Специальные ячейки с выемками по углам и по бокам их середины служат направляющими для металлического стержня грифеля, которым точка за точкой продавливают бумагу в углубления подложки прибора. Снизу под бумагой имеются выемки для выдавливания в них бумаги при помощи грифеля.

Александр Макеев использовал геометрические качества и свойства таких групп знаков, которые имеют зеркальные отражения их формы по горизонтали и по вертикали. А также добивался типового сходства в общей форме начертания знаков, отображающих один и тот же тип артикуляции. В результате удалось добиться логических переходов между графическими формами знаков, отображающих звуки речи, по фокусам элементарных артикуляций и по разным типам элементарной артикуляции (смотри рис. 2, 3).

Принципы построения интуитивно понятного унифицированного рельефно-точечного шрифта Симметрица для незрячих людей

В число 64 рельефно точечных знаков входит по 1 знаку из нуля точек и из 6 точек; по 6 знаков из 1 и из 5 точек; по 15 знаков из 2 и из 4 точек; 20 знаков из 3 точек. Преобладание точек в левой, правой, верхней, нижней части знака дает по 26 левых и правых знаков; по 24 верхних и нижних знаков. Эти особенности знаков Александр Макеев использовал для построения интуитивно понятного унифицированного рельефно-точечного шрифта Симметрица для незрячих людей.

1.0. Табличная структура той части рельефно-точечных знаков шрифта Симметрица для незрячих и слабовидящих людей, которыми отображаются все 30 элементарных артикуляций и производимых ими звуков речи, повторяет табличную структуру взаимного пространственного расположения графических символов элементарных артикуляций в Естественной системе элементарных артикуляций согласных и гласных звуков речи.

2.0. В форму знаков, отображающих звуки речи, производимых элементарными артикуляциями, положен принцип комплексной унификации, делающей логически обусловленными и потому интуитивно понятными их артикуляционное и звуковое значения (смотри рис. 2, 3).

2.01. Элементарные артикуляции, производимые конкретным типом затвора или раствора нижних и верхних участков ротового отдела речевого аппарата, отображаются знаками, содержащими такое количество и конфигурацию точек, которые строятся в сходную типовую пространственную конфигурацию.

2.02. Те знаки, которые отображают звуки речи, производимые разными типами элементарных артикуляций в одном и том же фокусе артикуляции, имеют логически понятный переход формы от одного знака к другому знаку.

2.03. Подобный принцип логически понятного перехода формы применяется для построения знаков, отображающих элементарные артикуляции одного и того же типа, но производимых в разных фокусах элементарных артикуляций.

2.04. Вертикально симметричные знаки. Это такие знаки, у которых нижняя их половина симметрично повторяет их верхнюю половину относительно горизонтальной оси знака. Такими знаками отображаются те элементарные артикуляции и производимые ими звуки речи, которые производятся в третьем, среднем фокусе элементарных артикуляций.

2.05. Горизонтально симметричные знаки. Это такие знаки, у которых их правая половина симметрично повторяет их левую половину относительно вертикальной оси знака. Такими знаками отображаются такие звуки речи, которые производятся напевными элементарными растворными (гласными) и смычными (сонорными) затворными (согласными) артикуляциями, производимыми всегда с участием голосовых связок, и не имеющими вариантов произношения без щелевого (голосового) затвора голосовых связок. Если не находится такой знак, тогда применяется такой асимметричный знак, который может быть отображён его симметричным подобием, получаемым зеркальным его отражением равно по горизонтали или по вертикали.

2.06. Горизонтально асимметричные знаки. Это такие знаки, у которых правая их половина не имеет симметричного подобия левой их половине относительно вертикальной оси знака. Такими знаками отображаются такие звуки речи, которые производятся элементарными артикуляциями, как с участием голосовых связок (звонкие), так и без участия голосовых связок (глухие). Левые знаки отображают глухие, а правые знаки отображают звонкие элементарные артикуляции и производимые ими звуки речи. Левые знаки – это, преимущественно, такие знаки, у которых большинство точек знаков расположены в левом столбце точек матрицы шеститочия. Правые знаки – зеркальная противоположность левых знаков.

2.07. Те знаки, которые отображают звуки речи, производимые одним и тем же типом элементарных артикуляций в разных фокусах артикуляции, имеют логически понятные переходы формы от среднего фокуса артикуляции к самому внешнему и к самому внутреннему фокусам артикуляции. Эти знаки, расположенные в таблице основной буквенной части шрифта Симметрица на равном шаге от среднего фокуса, являются зеркальными вертикальными отражениями друг друга (отражены по вертикали - обращены друг к другу "ногами").

2.08. Все гласные элементарные артикуляции отображаются знаками, построенными из четырёх точек, выстраиваемых четырёхугольниками. Три знака, отображающих 2-ой, 3-ий и 4-ый фокусы элементарных артикуляций, являются прямоугольными четырёхугольниками: точки 1, 2, 4, 5 [O (О)]; точки 1, 3, 4, 6 [A (А)]; точки 2, 3, 5, 6 [E (Э)]. И два знака, отображающих 1-ый и 5-ый фокусы элементарных артикуляций, являются параллелепипедами: точки 1, 2, 5, 6 [U (У)]; точки 2, 3, 4, 5 [I (Ы)].

2.09. Все смычные (сонорные) элементарные артикуляции отображаются знаками, построенными из двух точек. Три знака, отображающих 2-ой, 3-ий и 4-ый фокусы элементарных артикуляций, являются горизонтальным двоеточием: точки 1, 4 [N (Н)]; точки 2, 5 [L (Л)]; точки 3, 6 [R (Р)]. И два знака, отображающих 1-ый и 5-ый фокусы элементарных артикуляций, являются косым двоеточием большой диагонали: точки 1, 6 [M (М)] и точки 3, 4 [Ř].

2.10. Все щелевые элементарные артикуляции отображаются знаками, построенными из двух точек. Шесть знаков, отображающих 2-ой, 3-ий и 4-ый фокусы элементарных артикуляций, отображаются левыми (глухие), правыми (звонкие), широкими (3-его фокуса), верхними узкими (2-го фокуса), нижними узкими (4-го фокуса) вертикальными двоеточиями. Точки 1, 2 [S (С)]; точки 1, 3 [‘ (Ь, чистый мягчитель без функции делителя или йоты)], точки 2, 3 [Sh (Ш)]; точки 4, 5 [Z (З)]; точки 4, 6 [(Й)]; точки 5, 6 [(Ж)]. И четыре знака, отображающих 1-ый и 5-ый фокусы элементарных артикуляций, отображаются косым двоеточием по малым диагоналям – верхние наклонены друг к другу; нижние наклонены друг от друга. Точки 2, 4 [F (Ф)]; точки 1, 5 [W (В)]; точки 2, 6 [H (Х)]; точки 3, 5 [γ].

2.11. Все взрывные элементарные артикуляции отображаются знаками, построенными из трёх точек. Крайние знаки, 1-ого и 5-ого фокусов артикуляции, имеющие форму коротких уголков, отграничивают собой всю систему буквенных знаков рельефно-точечной Симметрицы и по вертикали, и по горизонтали. Точки 1, 2, 4 [P (П)]; точки 2, 3, 6 [K (К)]; точки 1, 4, 5 [B (Б)]; точки 3, 5, 6 [G (Г)]. Средние 3-его фокуса знаки имеют вид треугольника из точек 1, 3, 5 [T (Т)] и 2, 4, 6 [D (Д)]. Знаки 2-го и 4-го фокусов, по форме как бы являются эволюционным развитием знаков 3-его фокуса: точки 1, 2, 6 [Ts (Ц)]; точки 2, 3, 4 [Ch (Ч)]; точки 3, 4, 5 [Dz (Дз)]; точки 1, 5, 6 [J].

2.12. Форма каждого знака буквы, отображающей элементарные артикуляции, однозначно логично понятно отображает его место в таблице основной буквенной части шрифта Симметрица. – Ту элементарную артикуляцию, и тот элементарный звук речи, который он отображает; или вычурный, искажённый или извращённый, неряшливый, небрежный, дефектный произносительный вариант этого элементарного звука речи.

3.0. Знаки, которыми отображаются дублирующие буквы латиницы, кириллицы и других алфавитов, знаки препинания, цифры, математические операции и другие значения, также отображаются группами симметрично подобных знаков. Ниже приводятся пары зеркально симметричных знаков (смотри рис. 10).

3.01. Знаки, отображающие дублирующие буквы латиницы, кириллицы и алфавитов других национальных языков, группируются попарно для возможно более логичного отображения и распознавания этих букв. Точки 1, 2, 3, 4, 5 ((Ю)) и открывающая кавычка); точки 1, 2, 4, 5, 6 [(Ё) и закрывающая кавычка]. Точки 1, 2, 3, 5, 6 [(Я) и открывающая угловая скобка, она же знак меньше]; точки 2, 3, 4, 5, 6 [(Е) и закрывающая угловая скобка, она же знак больше]. Точка 1 [Q; (И) и открывающая квадратная скобка]; точка 4 [V; (Ъ) и закрывающая квадратная скобка]. Точка 2 [C; (Щ) и открывающая круглая скобка]; точка 5 [X; и закрывающая круглая скобка].

3.02. Запятая отображается левым знаком, точка отображается правым знаком: точка 3 [запятая]; точка 6 [точка].

3.03. Точка с запятой отображается левым знаком, двоеточие отображается правым знаком: точки 1, 2, 3 [точка с запятой]; точки 4, 5, 6 [двоеточие].

3.04. Вопросительный знак отображается левым знаком, восклицательный знак отображается правым знаком: точки 1, 3, 5, 6 [вопросительный знак]; точки 2, 3, 4, 6 [восклицательный знак].

3.05. Для повышения распознаваемости цифр, знаки цифр содержат и левые и правые точки. Чётные цифры отображаются левыми знаками, а нечётные цифры отображаются правыми знаками. Точки 1, 3, 6 [ноль]; точки 3, 4, 6 [единица]. Точки 1, 2, 5 [два]; точки 2, 4, 5 [три]. Точки 1, 2, 3, 5 [четыре]; точки 2, 4, 5, 6 [пять]. Точки 2, 3, 5 [шесть]; точки 2, 5, 6 [семь]. Точки 1, 3, 4 [восемь]; точки 1, 4, 6 [девять].

3.06. Минус и деление отображаются левыми знаками, плюс и умножение отображаются правыми знаками. Точки 1, 2, 3, 6 [минус, он же дефис]; точки 3, 4, 5, 6 [плюс]. Точки 1, 2, 3, 4 [деление, слеш]; точки 1, 4, 5, 6 [умножение, обратный слеш].

3.07. Знак логарифма отображает левый знак, а знак степени отображает правый знак. Точки 1, 3, 4, 5 [логарифм]; точки 1, 2, 4, 6 [степень].

3.08. Значение неравенства отображается левым знаком, значение равенства отображается правым знаком. Точки 1, 2, 3, 4, 6 [не равно, неравенство, приближенно]; точки 1, 3, 4, 5, 6 [равно, точно равно, сумма].

3.09. Открывающая кавычка, открывающие круглая и квадратная скобки отображаются левыми знаками. Закрывающая кавычка, закрывающие круглая и квадратная скобки отображаются правыми знаками. Точки 1, 2, 3, 4, 5 [открывающая кавычка]; точки 1, 2, 4, 5, 6 [закрывающая кавычка]. Точка 2 [открывающая круглая скобка]; точка 5 [закрывающая круглая скобка]. Точка 1 [открывающая квадратная скобка]; точка 4 [закрывающая квадратная скобка].

3.10. Знак кванта и обозначение заглавной (прописной) буквы отображается полным шеститочием, полностью заполненной точками ячейкой. Точки 1, 2, 3, 4, 5, 6 [квант, знак заглавной (прописной) буквы].

3.11. Значение пробела отображается пустой, полностью лишённой точек ячейкой. Точек нет [пробел, разделение между словами].

3.12. Перечисленные знаки превосходят количество возможных комбинаций точек в 6-ти точечной матрице. Поэтому приходится некоторые знаки использовать в 2-х или 3-х разных значениях.

3.13. Другие важные символы: дифференциал, интеграл, фрактал, аттрактор, солитон, синергизм, ноты и другие музыкальные символы и так далее можно отображать составными кодовыми знаками перед конкретными знаками, отображающими буквы и дополнительные символы. Сигнальными кодами могут быть следующие комбинации знаков: двойной логарифм, двойной знак степени, двойная запятая, двойная точка с запятой, двойное двоеточие.

Примечание. Значение рельефно-точечных знаков Симметрицы в квадратных скобках передано буквами латиницы и внутри них в круглых скобках - буквами русской кириллицы.

Например, дифференциал можно отображать двойным логарифмом и знаком деления. Интеграл можно отображать двойной степенью и умножением. Фрактал можно отображать двойным двоеточием и квантом. Начало и окончание подчеркивания – отображать знаком логарифма или кванта.

Ноты можно отображать знаком буквы М (music, музыка), цифрой номера октавы и через знак деления - номер ноты в октаве. Номер ноты в октаве можно отображать и буквой (знаки диеза и бемоля, думаю, лишний анахронизм). Длительность каждой ноты, размер такта, темп музыки, аккорды, арпеджио, мажорные и минорные мелодические ряды (гаммы) и т.д. – всё это можно достаточно логично закодировать и применять в письме знаками рельефно-точечной Симметрицы. Увеличить поле разных специальных значений знаков букв и цифр можно тем, что между знаками начала и окончания подчёркивания ставить сочетание из 2-х – 3-х сигнальных знаков. То есть, таким образом можно записывать все символы, которые пишут зрячие люди. Даже помечать язык, на котором записывается текст – помимо обозначения словом, всем языкам можно присвоить постоянные индивидуальные номера: 1- английский; 2- китайский и т.д.

Таким образом, зная принципы устройства алфавита Симметрица и устройства знаков основных букв и дополнительных букв и знаков шрифта Симметрица, достаточно помнить строение менее половины знаков. Чтобы по форме каждого запомненного знака можно было логичным анализом, логичной реконструкцией, логичным моделированием определить количество и конфигурацию точек знаков остальных основных букв и дополнительных букв и знаков.

Основные 30 знаков шрифта Симметрица Брайля-Макеева

Рис. 2. Основные буквенные знаки интуитивно понятного рельефно-точечного шрифта Симметрица Брайля-Макеева для незрячих и слабовидящих людей. © А.К. Макеев, 2010. Здесь знаки букв, отображающих элементарные артикуляции затворных (согласных) и растворных (гласных) звуков речи даны буквами английской латиницы. В скобках - русской кириллицей (латиницей французский R). Звонкий парный к «h» отображён «γ» - греческой буквой «гамма».

Основные 30 знаков шрифта Симметрица Брайля-Макеева предназначены для отображения реально произнесенных в устной речи элементарных согласных и гласных звуков речи. А также для отображения тех не элементарных согласных и гласных звуков речи, которые произнесены не элементарным, физиологически не оптимальным артикуляционным жестом, а с искажением, извращением, вычурностью конкретного типа согласного или гласного звука речи.

Этими интуитивно понятными, унифицированными, логично устроенными рельефно-точечными графическими символами элементарных артикуляций согласных и гласных звуков речи может быть однозначно отображена устная речь, произносимая на любом языке, построенном на элементарных и (или) искаженных, вычурных, извращённых, неряшливых, небрежных, дефектных артикуляциях звуков речи.

Дополнительные 34 знака шрифта Симметрица Брайля-Макеева

Рис. 3. Рельефно-точечные знаки шрифта Симметрица Брайля-Макеева для незрячих и слабовидящих людей, отображающие знаки препинания, цифры, знаки математических действий, и другие символы, а также отображающие дублирующие буквы английской латиницы и русской кириллицы. Знаки дублирующих букв русской кириллицы приведены в круглых скобках. © А.К. Макеев, 2010.

Комментарии

Поскольку «всего лишь» переназначены звуковые и иные значения знаков, придуманных и применённых французским незрячим энтузиастом Луи Брайлем в 1824 году, Александр Макеев признаёт Луи Брайля полноправным творческим соавтором разработанного им интуитивно понятного унифицированного рельефно-точечного шрифта Симметрица для незрячих и слабовидящих людей (смотри рис. 1, 2). В части строения и размеров этой матрицы системы 6-ти точечных знаков и строения всех рельефно-точечных знаков безотносительно к их буквенным и иным смысловым значениям.

Личный вклад Александра Макеева в систему знаков рельефно-точечного шрифта Симметрица есть систематизация, унификация и логически обоснованное переназначение буквенных, цифровых и иных значений и смыслов, передаваемых группами знаков и каждым отдельным знаком. Привнесение в систему этих знаков плоскостной центростремительно-центробежной сферовекторно-фрактальной унификации. Отображающей симметричные графические связи относительно геометрического центра знаков по вертикальной и по горизонтальной оси знаков и во всей унифицированной системе знаков, как единой системе знаков. С применением логики, алгоритма, следующих из открытых Александром Макеевым естественнонаучных законов элементарных артикуляций и построенной Александром Макеевым Естественной системы элементарных артикуляций согласных и гласных звуков речи и разработанного Александром Макеевым интуитивно понятного унифицированного плоского линейного алфавита Симметрица для зрячих людей.

Звуки речи, мысленные образы звуков речи, графические символы звуков речи и мысленные образы графических символов звуков речи есть звуковые, графические и мысленные элементарные, квантовые знаки вербального мышления и логического разума-интеллекта организованного на вербально оформленной информации синергии сферовекторных фракталов памяти-знания, логики понимания смысла понятий, отношений между понятиями, систем и полей понятий.

В шрифте Симметрица Брайля-Макеева по 3 знака гласных и смычных согласных, отображающих звуки речи, произносимые во 2-ом, 3-ем и 4-ом фокусах элементарных артикуляций, идентичны самим себе с записываемой и читаемой стороны бумаги. 2 знака гласных 1-го и 5-го фокусов элементарных артикуляций являются зеркальными отражениями друг друга равно по горизонтальной и по вертикальной осям. 2 знака смычных 1-го и 5-го фокусов элементарных артикуляций являются зеркальными отражениями друг друга равно по горизонтальной и по вертикальной осям.

Все остальные основные буквенные знаки шрифта Симметрица, отображающие щелевые затворные и затворно-растворные взрывные элементарные артикуляции, являются соответствующими взаимными симметричными горизонтальными и вертикальными отражениями друг друга. По тем же правилам симметрии, которые реализованы в плоском линейном алфавите Симметрица Макеева.

Соответственно, знаки щелевых глухих затворных (согласных) элементарных звуков речи с читаемой стороны на стороне их написания вручную являются своим зеркальным отображением. То есть, имеют конфигурацию знаков парных щелевых звонких затворных элементарных звуков речи. Соответственно, знаки щелевых звонких затворных (согласных) элементарных звуков речи с читаемой стороны на стороне их написания вручную являются своим зеркальным отображением. То есть, имеют конфигурацию знаков парных щелевых глухих затворных элементарных звуков речи.

Аналогично обстоит дело и с начертанием рельефно-точечных глухих и звонких знаков затворно-растворных взрывных элементарных артикуляций.

Знаки шрифта Симметрица Брайля-Макеева группируются попарно по симметричному их подобию; по группам, содержащим одинаковое количество и сходную конфигурацию точек в знаках.

Те рельефно-точечные знаки, которые имеют равное количество точек и имеют сходную конфигурацию точек, передают близкое значение типа или фокуса артикуляции.

Логичность, унификация, интуитивная понятность типа начертания и варианта начертания обеспечивает чрезвычайную лёгкость запоминания строения и звукового значения рельефно-точечных знаков шрифта Симметрица Брайля-Макеева для незрячих людей. Которую легко могут освоить и зрячие люди. Всё это обеспечивает лёгкость и быстроту написания и распознавания этих знаков при письме и чтении.

Рельефно-точечные знаки шрифта Симметрица Брайля-Макеева для незрячих и слабовидящих людей можно применять в качестве Единой Международной Системы Письма для незрячих и слабовидящих людей во всём мире. Их можно применять для отображения букв интуитивно непонятных не унифицированных, несовершенных национальных алфавитов: латиницы, кириллицы, греческого алфавита, арабского письма, катакана, хангыль, иврита, и других. По правилам письменной грамматики, принятой для зрячих людей.

Но лучше всего, как можно быстрее, переходить на по-звуквое графическое отображение речи всех языков мира интуитивно понятными унифицированными линейным плоским и рельефно точечными знаками 30-ти букв Симметрица, отображающими элементарные артикуляции согласных и гласных звуков речи. Отказавшись от перекодировки написания букв латиницы, кириллицы и других плоских неунифицированных, интуитивно не понятных архаичных алфавитов знаками рельефно-точечного шрифта Симметрица.

Интуитивная понятность и гораздо меньшая трудоёмкость написания текстов знаками рельефно-точечного шрифта Симметрица Брайля-Макеева, чем прежним шрифтом Брайля, позволят незрячим всех стран, говорящим на самых разных языках, быстро освоить письмо и чтение на знаках шрифта Симметрица Брайля-Макеева. Те люди, кто впервые приступает к изучению письменной грамоты, и те, кто уже давно пользуется прежней системой шрифта Брайля, смогут быстро научиться и переучиться на систему письма Симметрица Брайля-Макеева. Даже зрячие работники, работающие с незрячими людьми, смогут легко и быстро освоить чтение и письмо знаками рельефно-точечного шрифта Симметрица Брайля-Макеева.

Ссылки

  1. Таблички шрифтом Брайля. ООО Вертикаль. [1]
  2. Описание открытия «Вселенская азбука» или Закон периодичности артикуляционных и акустических свойств элементарных звуков речи и его графическое отображение в Естественной системе элементарных звуко-знаков рече-мышления», представленное Макеевым Александром Константиновичем и зарегистрированное в Государственном информационном фонде неопубликованных документов во ВНТИЦ «20» мая 1998г. Под номером 70980000021.
  3. Макеев А. К. «Вселенская азбука» или Закон периодичности артикуляционных и акустических свойств элементарных звуков речи и его графическое отображение в Естественной системе элементарных звукознаков речемышления (дата регистрации (открытия) 1998.05.26). В книге «Идеи. Гипотезы. Решения». Информационный бюллетень. - Москва, ВНТИЦ №1 1999. с. 11.
  4. Макеев А. К. Законы фрактальных соотношений артикуляционных жестов и акустических свойств элементарных звуков-знаков речи. Естественная система элементарных звуков-знаков речи-мышления интеллектуальных существ Вселенной. Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека. Дата публикации 11 декабря 2001. [2]
  5. Макеев А. К. Элементарная фонетика и физиология речи. - Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека: дата публикации 28.05.2009. [3]
  6. Макеев А. К. Тайны Речи раскрыты в России. – ОАО Известия, дата публикации 03.03.2010. [4]
  7. Макеев А. К. Законы элементарных артикуляций. В книге: Наука и современность – 2010: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – 266 с., С. 234-247. ISBN 978-5-94301-157-7. УДК 001(06). ББК 72я46.
  8. Макеев А. К. Рельефно-точечный алфавит Симметрица Брайля-Макеева для незрячих и слабовидящих людей. - Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека. Дата публикации 12 августа 2010. -52 с. [5]
  9. Макеев А. К. Синергия сферовекторных фракталов мироздания. Дата публикации 20 апреля 2011, С. 781-793; 748-780. [6]
  10. Макеев А. К. Нормальная и патологическая анатомия и физиология человеческой личности и социума. Фундаментальные знания о качествах личности человека, человеческого общества и основах управления обществом, производством и поступками людей, основанных на универсальном алгоритме голографического строения и функции всех уровней и форм материи. // Научно-техническая библиотека. – 25 июля 2012. – 364 с.

См. также

Advertisement