Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

Корректный прогноз деятельности СЭС (Социально-экономическая система) должен базироваться на основе общей теории целеустремленных адаптивных систем. Сложность связывает проблемы вместе и формирует картину их взаимоотношений во множественной причинности. Отличительной особенностью моделирования поведения СЭС во времени является необходимость учета множественности возможных вариантов, исследовательских сценариев ее поведения в зависимости от принятых начальных значений фазовых переменных, факторов макро- и микроограничений окружающей среды. Это обстоятельство не позволяет, вообще говоря, использовать традиционные математические модели и методы, основанные на однозначных причинно-следственных связях между входными и выходными параметрами («кибернетические ящики»). Эволюционное уравнение, описывающее поведение СЭС, определяет конкретную ситуацию, сложившуюся на рассматриваемый момент времени t>t0 . Динамику ее развития (по отношению к известному начальному состоянию при t=t0) будем связывать с конечным множеством исследовательских сценариев S={S1 ,..., Sl} (I>1), в каждый момент времени t>t0 реализуется какой-либо один их них с приоритетом (вероятностью) P =P(t) (i=1,…,l; 0< i P≤ 1). . Сценарий – это попытка снять ту неопределенность, которая сопутствует процессу прогнозирования тех или иных событий, а также предложение способа перевести неопределенность будущего в частично управляемый со стороны человека (ЛПР, т.е. лица, принимающего решение) процесс. Указанная неопределенность может быть снята или на основе той информации, которая уже имеется у руководства СЭС по опыту предыдущей деятельности, и (или) на основе получения новой информации с помощью научных, в частности, маркетинговых исследований рынка. В самом общем виде исследовательские сценарии представляются текстовым описанием, характеризующим обычно эмоциональное отношение ЛПР к возможным будущим состояниям СЭС – от крайней степени пессимизма до крайней степени оптимизма. Итак, сценарий Si – это вариант развития логической последовательности событий, начинающихся в настоящем (t=t0) и определяющий конкретную ситуацию в будущем ( t>t0). Далее, на состояние СЭС существенное влияние оказывает поведение системных элементов как самой организационной структуры, так и других целеустремленных систем. Например, руководители структурных подразделений производственного предприятия обычно имеют отличающиеся (часто конфликтные) представления о приоритетах основных целей его деятельности, способах их достижения и т.д. Его состояние во многом зависит от действий конкурентов, поставщиков, чиновников, поведения потребителей и т.д. Будем называть заинтересованных в этом лиц и организаций акторами а=(а1,…, аk). Очевидно, что S=S(a). ■ Формулировка проблемной ситуации выбора (ПСВ), возникающая перед ЛПР в процессе прогнозирования техногенных ЧС. Под ПСВ (проблемной ситуацией выбора) будем понимать сложную ситуацию, при которой ЛПР не удовлетворен ею в том виде, как она ему представляется и сомневается в том, какую из форм поведения (управленческих стратегий, бизнес-операций и т.п.) C1,…, Cm (m>1) ему следует выбрать. Сформулируем иерархическую модель сценарного прогнозирования будущих состояний СЭС в виде пятиуровневого кортежа H= <F;a;O;C;S>. Здесь а={a1,…,ak}, O={O1,…, On}, S={S1,…, Sl} – конечные множества, соответственно, акторов, их основных целей и исследовательских сценариев, определенные на временном интервале to<t≤τ≤t*. С формальной точки зрения решение ПСВ связано с процессом оценки относительной значимости для ЛПР элементов, находящихся на всех уровнях ее иерархической модели (ИМ), начиная со второго (первым является описание главной цели F – сни- жение риска возникновения техногенных аварий и катастроф, приоритет которого очевидно равен единице) через промежуточные горизонтальные уровни {a1 ,… ,ак}, {О1 ,… , Оп} и {C1 , … , Cm} к самому нижнему – перечню исследовательских сценариев {S1 , … , Sl}. У каждого актора предусматривается, разумеется, наличие своих собственных целей и управленческих стратегий. Будем считать, что из содержательного анализа этой модели всегда можно найти приоритеты исследовательских сценариев Pi (i=1,…,l) . Вектор-функция управления u(t) C(t) характеризуется численными значениями приоритетов управленческих стратегий pc1,..., pcm . [1]

Социальное моделирование в архитектуре жилища

Процесс генерирования, импортирования, адаптации и использования в исследованиях и проектировании жилища теоретических форм социального знания понимается как социальное моделирование в архитектуре жилища.

См. также

Advertisement