Virtual Laboratory Wiki
Advertisement
Электромагнитное излучение
Синхротронное
Циклотронное
Тормозное
Равновесное
Монохроматическое
Черенковское
Переходное
Радиоизлучение
Микроволновое
Терагерцевое
Инфракрасное
Видимое
Ультрафиолетовое
Рентгеновское
Гамма-излучение
Ионизирующее
Реликтовое
Магнито-дрейфовое
Двухфотонное
Вынужденное

Синхротронное (магнитотормозное) излучение — электромагнитное излучение, испускаемое заряженными частицами, движущимися по искривлённым магнитным полям траекториям с релятивистскими скоростями.

Природа синхротронного излучения

Аналогичное излучение нерелятивистских частиц, движущихся по круговым или спиральным траекториям в магнитном поле, происходящее на гиромагнитной частоте (где q — заряд, m — масса покоя частицы) и её первых гармониках называют циклотронным излучением. С увеличением скорости частицы интенсивность высоких гармоник возрастает — это явление может быть интерпретировано как сокращение длины волны излучения вдоль направления движения частицы вследствие эффекта Доплера.

Для релятивистских частиц с энергией излучение в области высоких гармоник обладает практически непрерывным спектром и сосредоточено в направлении мгновенной скорости в узком конусе с углом раствора .

Максимум излучения частицы с энергией , движущейся в магнитном поле с составляющей , перпендикулярной вектору скорости частицы, приходится на частоту:

Гц,

при этом мощность излучения релятивистской частицы с энергией пропорциональна квадрату энергии при постоянном магнитном поле:

эВ/с.

Поскольку мощность синхротронного излучения частицы сильно зависит от массы, то наибольшее значение такое излучение имеет для лёгких частиц — электронов и позитронов.

В плоскости орбиты электрона излучение поляризовано линейно с , лежащим в плоскости орбиты. На некотором угловом расстоянии от этой плоскости наблюдается эллиптическая поляризация, знаки по обе стороны от плоскости орбиты противоположны.

Свойства синхротронного излучения

  • Синхротронное излучение пучка электронов в магнитном поле приводит к радиационной самополяризации электронов в пучке (Эффект Соколова-Тернова). Это явление используется в технике для создания пучка поляризованных электронов.

Синхротронное излучение в природе

Синхротронное излучение в технике

См. также

  • Вигглер

Ссылки

  • Физическая энциклопедия, т.4 — М.:Большая Российская Энциклопедия стр.532 и стр.533.

ar:إشعاع سنكتروني ca:Radiació sincrotró de:Synchrotronstrahlung en:Synchrotron radiation es:Radiación de sincrotrón fi:Synkrotronisäteily fr:Rayonnement synchrotron hu:Szinkrotronsugárzás ja:放射光 lt:Sinchrotroninis spinduliavimas nl:Synchrotronstraling nn:Synkrotronstråling pl:Promieniowanie synchrotronowe sk:Synchrotrónové žiarenie sv:Synkrotronstrålning th:การแผ่รังสีซิงโครตรอน zh:同步辐射

Advertisement