Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

Подземная полость в твёрдом грунте есть естественного происхождения или искусственно созданная полость в твёрдом грунте, заполненная частично или полностью расплавом, газом, воздухом, парогазовой смесью и (или) водой, солевыми растворами, грязевыми массами, сухим или пропитанным жидким или парогазовым наполнителем сыпучим веществом. Подземная полость в твёрдом грунте может располагаться выше уровня моря, на уровне моря и ниже уровня моря.

Примеры естественных полостей в твёрдом грунте: карстовые пещеры, водоносные слои, нефтеносные и газоносные пласты, полости с наполнителем из расплавленной породы.

Примеры искусственный полостей в твёрдом грунте: шахты; полости, образовавшиеся после подземных обычных и ядерных взрывов; тоннели для прохода наземного и подземного транспорта. Жилые дома и нежилые здания тоже могут быть понимаемыми как полости в твёрдом грунте, сформированные искусственно. Но не путём выемки грунта, а путём сборки из малых или больших блоков минеральных или органических веществ, и (или) заливки полостей в опалубке (монолитное железобетонное строительство).

Подземные полости могут не иметь верхнего перекрытия. Такую подземную полость называют: желоб, кратер, воронка, ущелье, каньон, залив, бухта, фьорд, впадина, океаническое дно, морское дно, дно озера, дно болота, русло реки или ручья, канава (арык), овраг, воронка, яма, подвал, погреб.

Опыт ПХГ (подземные хранилища газа)

Наибольший опыт в организации подобных хранилищ имеется у Норвегии, США, Швеции и Чехии, которые рассматривают этот вариант как более экономичную и доступную альтернативу организации ПХГ в солях и наземных хранилищ сжиженного газа.

Подземные хранилища газа в кавернах горных пород

В Швеции в районе г. Хальмштад вблизи основной магистрали газопровода введен в эксплуатацию демонстрационный проект ПХГ Скаллен в облицованной каверне горных пород. В граните на глубине 115 м построена одна каверна (геометрический объем составляет 40 тыс. м³), стены которой укреплены стальной сеткой.

Подземные хранилища газа в отработанных шахтах

На сегодняшний день эксплуатируются два из четырех ПХГ, организованных в отработанных шахтах, это: ПХГ Бургграф-Бернсдорф (калийная соляная шахта, восточная Германия) и ПХГ Лейден (Лейденская угольная шахта, Колорадо, США). ПХГ Бургграф-Бернсдорф эксплуатируется около 40 лет, с максимальным рабочим давлением более 3,6 МПа (самое высокое для хранилищ подобного рода). Главным фактором для поддержания такого давления является герметизация хранилища при помощи специальных бетонных пробок, свойств окружающих пород (калийная и каменная соль), а также гидравлической и механической систем уплотнения.

Ссылки

См. также

Advertisement