Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

Шаблон:Военный конфликт

Нидерландская буржуазная революция (нидерл. Tachtigjarige Oorlog«Восьмидесятилетняя война») — успешная революция Семнадцати провинций в борьбе за независимость от Испанской Империи. В результате революции была признана независимость Семи Соединённых Провинций. Области, ныне известные как Бельгия и Люксембург (те из Семнадцати провинций, которые остались под правлением Габсбургов), получили название Южных Нидерландов. Первым лидером революции был Вильгельм Оранский. Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и приведшая к появлению первых европейских республик современного времени.

Изначально Испании удавалось сдерживать всякого рода ополчения. Однако в 1572 году повстанцы захватили Брил и вспыхнуло восстание. Северные провинции приобрели независимость, сначала de facto и в 1648 de jure. Во время революции Голландская республика быстро росла становясь мировой силой благодаря торговым судам, развивающейся экономике и науке, а также культурному росту.

Южные Нидерланды (современная территория Бельгии, Люксембурга и северной Франции) какое-то время оставались под властью Испании. Однако, длительное угнетающее господство Испании на юге, стало причиной бегства финансовой, интеллектуальной и культурной элиты на север, что способствовало успеху Голландской республики. К концу войны в 1648 году большая территория Южных Нидерландов была проигранна Франции, которая, под руководством кардинала Ришельё и Людовика XIII, самостоятельно воссоединилась с Голландской республикой в борьбе против Испании в 1630-ых годах.

Первый этап конфликта основывался на борьбе Нидерландов за независимость. Однако, в центре уже последующего этапа было официальное объявление, De facto независимых Соединенных провинций. Этот этап совпал с подъемом Голландской республики, как мощной силы и становлением Нидерландской колониальной империи.

Предыстория

Файл:Spanish Empire around 1580.png

Европейские территории под властью короля Испании в 1580 году (Нидерланды указаны светло-зеленым) на карте с указанием современных государственных границ.

Карл V получил Нидерланды в наследство от своего отца Филиппа Красивого, а от материИспанию. Сам Карл V родился на территории тогдашних Нидерландов, в городе Гент. В 1555 году он отрекается от Нидерландов в пользу своего сына Филиппа II, а в 1556 году и от испанской короны. Неурожай 1566, повышение налогов, нетерпимость к набирающему обороты протестантизму породила реакцию в виде иконоборческого восстания, которое было спровоцировано протестансткими агитаторами. В тот момент штатгальтером Нидерландов была Маргарита Пармская. Однако в 1567 испанский король посылает в Нидерланды с широкими полномочиями герцога Альбу, чьи «антикризисные» меры буквально взрывают страну.

Налогообложение

Фландрия была богатым регионом, долгое время находившимся под властью французских королей. Другие регионы Нидерландов в рамках империи также превратились в богатые регионы с развитым предпринимательством. Империя Карла V стала мировой с крупными американскими и европейскими территориями. Последнее, однако, было распространено в Европе повсеместно. Контроль и защита территорий затруднялась их различием и огромной длиной границ империи. Это большое государство почти непрерывно находилось в состоянии войны со своими соседями в Европе, в первую очердедь с Францией в Итальянских войнах и турками в Средиземном море. Также велись войны против протестантских князей в Германии. Нидерланды выплачивали высокие налоги для финансирования этих войн, но они воспринимались как ненужные, а иногда и просто вредные, поскольку они были направлены против их наиболее важных торговых партнеров.

Протестантизм

Файл:Leo belgicus.png

Карта «Leo Belgicus» с изображением восставших провинций (1609).

В ходе 16-го столетия, протестантизм быстро распространялся в северной части Европы. Голландские протестанты, после первоначальных репрессий, были приняты властями и к ним стали относиться толерантно. К 1560 годам, протестантская община обрела значительное влияние в Нидерландах, хотя в то время была меньшинством. В обществе зависящем от торговли, свобода и терпимость были основными вопросами. Тем не менее, Карл V, а затем Филипп II, считали своим долгом бороться с протестантизмом, который являлся ересью с точки зрения католической церкви. Суровые меры привели к увеличению жалоб в Нидерландах, где органы местного самоуправления приступили к реализации курса на мирное сосуществование. Во второй половине столетия ситуация накалялась. Филипп направил войска для подавления восстания и превращения Нидерландов снова в католический регион. Голландские протестанты с их скромным образом жизни выглядели предпочтительно в сравнении с роскошными, по общему мнению, привычками церковного дворянства.

Централизация

Смещение баланса сил в эпоху позднего средневековья означало, что многие из голландских администраторов являлись уже не традиционными аристократами, а происходили из не знатных семей, которые достигли своего статуса в течение последних веков. В этой коллекции рассеянных аристократических княжеств в союзе под предводительством бургундских герцогов, выделилось более, чем когда-либо высшее дворянство и их правители. В пятнадцатом веке Брюссель, таким образом, стал де-факто столицей семнадцати провинций.

Еще в средние века районы Нидерландов, представленные дворянством и торговцами пользовались значительной автономией при назначении администраторов. Карл V и Филип II, совершенствовали управление империей путем повышения авторитета центральной власти в вопросах права и налогов, что вызвало подозрения среди дворянства и купечества. Одним из примеров этого является захват власти в городе Утрехт в 1528, когда Карл V вытеснил Совет Гильдии мастеров управлявшей городом собственным наместником, который взял власть во всей провинции Утрехт. Карл приказал построить крупный укрепленный замок Вреденбург, для защиты от княжества Гельдерн и контроля за гражданами Утрехта. При правлении Марии Австрийской (1531-1555), традиционная власть по большей части ушла от наместников и высшей знати, которые были заменены профессиональными юристами в Государственном совете.

Начальный этап (1555-1572)

Файл:Philip II.jpg

Филипп II

Прелюдия к восстанию (1555-1568)

В 1556 году Карл передал трон своему сыну Филиппу II. Карла, несмотря на суровые методы, рассматривали в качестве правителя, который нужен Нидерландам. Филипп же вырос в Испании и не говорил ни по-голландски, ни по-французски. Во время царствования Филиппа, положение в Нидерландах обострилось из-за более высокого налогообложения, подавления протестантизма и централизации власти. Растущий конфликт достиг точки кипения и, в конечном итоге, привел к войне за независимость.

Дворянство в оппозиции

В рамках усилий по созданию стабильного и надежного правительства Нидерландов, Филипп назначил Маргариту Пармскую правителем Нидерландов. Он продолжил политику своего отца при назначении членов высшего дворянства Нидерландов в Государственный совет - руководящий орган семнадцати провинций. Он назначил главой этого совета Антуана Перрено де Гранвеля, который был его доверенным лицом. Тем не менее, уже в 1558 году штаты провинций и генеральный штаты Нидерландов стали противоречить пожеданиям Филиппа, возражая его предложениям по налогам, требуя вывода испанских войск с юга Нидерландов. При последующих реформах Филипп встретился с сильной оппозицией. Некоторые из наиболее влиятельных вельмож, в том числе граф Эгмонт и Филипп де Монморанси вышли из состава Государственного совета, до тех пор, пока его возглавляет Гранвель. В этот же период, несмотря на увеличение угнетения росли религиозные протесты.

Иконоборчество и репрессии

Файл:Coronadoportrait.jpeg

Фернандо Альварес де Толедо

Атмосфера в Нидерландах была напряженной в связи с восстанием лидеров кальвинистов, голода после неурожая в 1565 году, и экономических трудностей в связи с Северной войной. В начале августа 1566 года, монастырская церковь в Стеенворде во Фландрии (в настоящее время в Северной Франции) была разграблена под предводительством проповедника Себастьяна Матте. За этим инцидентом последовал ряд аналогичных беспорядков во Фландрии, и вскоре Нидерланды стали ареной массивного иконоборческого движения кальвинистов, которые врывались в церкви и другие религиозные здания, оскверняли и разрушали статуи и изображения католических святых по всей стране. По словам кальвинистов, эти статуи представляли собой поклонение идолам. Действия иконоборцев разделили дворянство на два лагеря. Филипп утратил контроль над ситуацией в Нидерландах и отправить в армию для подавления мятежа. 22 августа 1567 года, Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба) вошел Брюссель во главе 10,000 войска.

Возрождение надежд (1572-1585)

Файл:WilliamOfOrange1580.jpg

Вильгельм I Оранский.

Испании мешал тот факт, что она была вынуждена вести войну на разных фронтах одновременно. Борьба против Османской империи в Средиземном море ограничивала военную мощь развернутую против мятежников в Нидерландах. Уже в 1566 году с помощью французской дипломатии (учитвая франко-османский альянс) Вильгельм I Оранский обратился с просьбой о поддержке к Османской империи. Османская империя предлагает прямую военную помощь повстанцам, во-первых через связь Иосифа Нази с протестантами в Антверпене, а во-вторых через письмо Сулеймана Великолепного "Лютеранам" во Фландрии, с предложением помощи войсками по первой просьбе. Сулейман даже утверждал, что считает себя религиозно близким протестантам "так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора". Лозунгом Гёзов стал "Лучше турки, чем Папа" и они даже имели красное знамя с полумесяцем, напоминающее турецкое знамя. Турки продолжади оказывать поддержку Голландии вместе с французами и англичанами, а также поддерживали протестантов и кальвинистов, как один из способов противостояния Габсбургам в Европе.

Несмотря на это, к 1570 году испанцы в целом подавили мятеж на всей территории Нидерландов. В марте 1569 года, в целях финансирования его войск, Альба предложил штатам ввести новые налоги, среди них "Десятый Пенни", 10 процентов налога на все продажи, кроме недвижимости. Это предложение было отвергнуто штатами и было принято компромиссное решение. Затем, в 1571 году, Альба решил добиваться сбора "Десятого Пенни" независимо от позиции штатов. Это вызвало решительный протест католиков и протестантов, и поддержка повстанцев выросла в том числе за счет большой группы беженцев, которые бежали из страны во время правления Альбы. 1 апреля 1572 года Гёзы под предводительством своего лидера графа де ла Марк неожиданно захватили почти незащищенный город Брилл. В лице Брилла повстанцы получили плацдарм и, что более важно, знак победы на севере страны. Это был знак для протестантов нижней Голландии восстать еще раз.

Большинство из наиболее важных городов в провинциях Голландии и Зеландии объявили лояльность по отношению к повстанцам. Заметным исключением являются Амстердам и Мидделбург, которые остались верными католикам до 1578 года. Вильгельм Оранский был поставлен во главе восстания. Он был признан в качестве генерал-губернатора и Штатгальтера Голландии, Зеландии, Фрисландии и Утрехта на совещании в Дордрехте в июле 1572 года. Было решено, что власть будет распределена между Оранским и штатами. В связи с растущим влиянием повстанцев в северных провинциях, война вступила в решающую фазу.

Также усилились разногласия среди голландцев. С одной стороны там было кальвинистское воинствующее меньшинство, которое хотело продолжить борьбу с католическим Филиппом II и обратить всех голландских граждан в кальвинизм. С другой стороны существовало католическое меньшинство, которое хотело оставаться верным правителю и его администрации в Брюсселе. Вильгельм Оранский стал центральной фигурой сплочения этих групп во имя общей цели. В конце концов он был вынужден перейти к более радикальным кальвинистам потому, что кальвинисты были наиболее фанатичны в борьбе с испанцами. Он перешел в кальвинизм в 1573 году.

Гентское умиротворение

Будучи не в состоянии бороться с мятежом, Альба был заменен в 1573 году на Луиса де Рекезенса и новую политику. Испании, однако, пришлось объявить о банкротстве в 1575 году. В то же время Рекезенсу не удалось осуществить политику, приемлемую для испанцев и Нидерландов. В начале 1576 года он умер. Неспособность оплачивать наемников в испанской армии привела к многочисленным мятежам и в ноябре 1576 года войска разграбили Антверпен. Погибло около 8000 человек. Эта так называемая "Испанская ярость" укрепила решимость повстанцев в 17 провинциях взять свою судьбу в собственные руки.

В 1576 году Нидерланды заключили внутренний договор (Гентское умиротворение), в котором провинции провозгласили религиозную терпимость и обязались вместе бороться против испанских сил. В большинстве католических провинций ущерб от мятежных иностранных войск являлся главной причиной вступить в открытое восстание, но формально провинции были лояльны по отношению к Филиппу II. Вместе с тем, некоторые религиозные столкновения продолжались и Испания, используя поставки золота из Нового Света, направила новую армию под командованием Алессандро Фарнезе.

Аррасская уния и Утрехтская уния

6 января 1579 года, устав от агрессивного кальвинизма северных провинций, некоторые южные провинции (Артуа, Хайнаулт и так называемая Валлонская Фландрия) подписали Аррасскую унию, выражая свою лояльность по отношению к испанскому королю. Это означало отказ от цели общей независимости 17 провинций нижней Голландии на основе религиозной терпимости, сформулированной в Гентском умиротворении.

23 января, 1579 года, в ответ на Аррасскую унию, Вильгельм объединил северные провинции Голландии, Зеландию, Утрехт, Гронинген, Гельдерн в Утрехтскую унию. Южные города, такие как Брюгге, Гент, Антверпен и Брюссель присоединились к Утрехтской унии. 17 провинций были разделены на южную группу лояльных к испанскому королю и мятежную северную группу.

Акт о клятвенном отречении

Генеральные штаты пытались найти подходящую замену Филиппу в качестве короля. Протестантская королева Англии Елизавета казалось очевидным выбором для защитника Нидерландов. Елизавета, однако, нашла идею отвратительной и не захотела непосредственно вмешиваться в ситуацию. Генеральный штаты ответили на отказ Елизаветы, пригласив младшего брата французского короля, герцога Анжу, который должен был стать правителем. Анжу согласился при условии, что в Нидерланды официально осудят любые проявления лояльности к Филиппу. В 1581 году был опубликован Акт о клятвенном отречении, который провозгласил, что король Испании не исполнял своих обязанностей в Нидерландах и поэтому больше не считается законным королем. Анжу, однако, вызывал глубокое недоверие со стороны населения и все больше беспокоился по поводу своего ограниченного влияния. После некоторых усилий увеличить свою власть с помощью военных действий Анжу покинул Нидерланды в 1583 году.

Падение Антверпена

Сразу же после Акта о клятвенном отречении Испания направила новую армию против вновь Соединенных Провинций. В течение последующих лет, Парма завоевал основную часть Фландрии и Брабант, а также значительную часть северо-восточных провинций. Римско-католическая религия была восстановлена на большей части этой территории. В 1585 году Антверпен - крупнейший город в Нидерландах в то время - пал, в результате чего более половины его населения бежали на север. В период между 1560 и 1590 годом численность населения Антверпена упала со 100,000 жителей до 42,000.

Вильгельм Оранский, объявленный вне закона Филиппом II в марте 1580 года, был убит сторонниками короля 10 июля 1584.

Нидерланды были поделены на независимую северную часть и южную часть, остававшуюся под контролем Испании. Из-за почти непрерывного господства кальвинистов-сеператистов, большая часть населения северных провинций перешла в протестантизм в течение следующих десятилетий. Юг, контролируемый испанцами, остается оплотом католичества. Большинство протестантов бежало на север. Испания сохранила большое военное присутствие на юге страны.

Де-факто независимость севера (1585-1609)

Файл:Michiel Jansz van Mierevelt - Maurits van Nassau, prins van Oranje en Stadhouder.jpg

Мориц Оранский

Соединенные Провинции стремились получить помощь от Франции и Англии, и с февраля по май 1585 года даже предлагали каждому монарху суверенитет над Нидерландами.

В то время как неофициально Англия поддерживала Голландию в течение многих лет, Елизавета не поддерживала Голландию официально, так как боялась усугубления отношений с Испанией. За год до этого, католики Франции подписали договор с Испанией, с целью уничтожить французских протестантов. Боясь, что Франция подпадет под контроль Габсбургов Елизавета решила действовать. В 1585 году, в соответствии с Договором, Елизавета послала графу Лестеру как лорду-регенту от 5000 до 6000 военнослужащих, в том числе 1000 человек кавалерии. Граф Лестер оказался плохим командиром, а также не понимал чувствительных торговых соглашений между голландской регентами и испанцами. Кроме того, Лестер принял сторону радикальных кальвинистов, вызвав недоверие католиков и умеренных. Лестер также столкнулся с большим количеством голландских патрициев, когда пытался укрепить свою власть за счет провинций. Через год после приезда он лишился поддержки народа. Лестер вернулся в Англию, после чего генеральные штаты, будучи не в состоянии найти подходящего регента, в 1587 году назначили 20 летнего Морица Оранского на должность командующего голландской армии. 7 сентября 1589 года Филипп II приказал переместить все имеющиеся силы на юг, чтобы помешать Генриху Наварскому стать королем Франции. Для Испании Нидерланды стали одной из сторон французских религиозных войн.

Современные границы Нидерландов в основном сформировались в результате кампаний Морица Оранского. Голландские успехи определялись не только тактическим мастерством, но и финансовым бременем Испании, возникшим в результате замены кораблей потерянных в катастрофической кампании испанской Армады в 1588 году, а также необходимости переоснащения военно-морских сил для восстановления контроля над морем после последующей Английский контратаки. Одной из наиболее примечательных особенностей этой войны было число мятежей военнослужащих в испанской армии из-за задолженности по оплате труда. По меньшей мере 40 мятежей в период с 1570 по 1607 год. В 1595 году, когда король Франции Генрих IV объявил войну Испании, испанское правительство объявило о банкротстве. Однако, восстановив контроль над морем, Испании удалось значительно увеличить поставки золота и серебра из Америки, что позволило ей увеличить военное давление на Англию и Францию.

В рамках финансового и военного давления, в 1598 году, Филипп уступил Нидерланды любимой дочери Изабелле и ее мужу племяннику Филиппа Альбрехту VII Австрийскому (они оказались весьма компетентными правителями) после заключения договора с Францией. К этому времени Мориц занимался завоеванием важных городов в Нидерландах. Начиная с важного укрепления Берген-оп-Зом (1588), Мориц завоевал Бреда (1590), Зютфен, Девентер, Делфзейле и Неймегена (1591), Стеенвик, Коворден (1592), Гертруденберг (1593), Гронинген (1594), Грунло, Энсхеде, Оотмарсум, Олдензал (1597) и Граве (1602). Эта кампания проводилась в пограничных районах современных Нидерландов, в сердце Голландии сохранялся мир, который впоследствии перешел в голландский Золотой век.

Испанская власть в Южных Нидерландах была сильной. Тем не менее, контроль над Зеландией привел к тому, что Северная Голландия могла контролировать и закрыть устье Шельды, которая связывала с морем важный порт Антверпен. В порту Амстердама извлекли столь большую пользу из блокады порта Антверпен, что торговцы Севера начали сомневаться в целесообразности завоевания Юга. Кампания за контроль над южными провинциями началась в 1600 году по предложению Морица. Несмотря на то, что в качестве причины преподносилось освобождение Южных Нидерландов, эта кампания была направлена главным образом на устранение угрозы для голландской торговли, возникшей в связи с поддержкой испанцами торговцев Дюнкерка. Испанцы укрепили свои позиции вдоль побережья, что привело к битве при Ньюпорте.

Армия генеральных штатов завоевала признание для себя и своего командира, нанеся поражение испанской армии в открытом бою. Мориц остановили марш на Дюнкерк и вернулся в северные провинции. Разделение Нидерландов на отдельные государства стало практически неизбежным. При неспособности устранить угрозу Дюнкерка для торговли, государства решили создать свои военно-морские силы для защиты морской торговли, которая значительно возросла за счет создания Голландской Ост-Индской компании в 1602 году. Укрепление голландского флота стало сдерживающем фактором для военно-морских амбиций Испании.

Двенадцать лет перемирия (1609-1621)

В 1609 году объявлено прекращение огня, после чего последовало двенадцать лет перемирия между Соединенными провинциями и контролируемыми испанцами южными штатами, при посредничестве Франции и Англии. Во время перемирия в голландском лагере возникли две фракции, разнонаправленные политически и религиозно. На одной стороне были арминийцы, чьи видные сторонники включали в себя Яна ван Олденбарневелта (Барневелта) и Гуго Гроция. Арминийцы являлись, как правило, зажиточными торговцами, которые приняли более строгое толкование Библии, чем классические кальвинисты. Они оппонировали более радикальным гомаристам, которые открыто провозгласили свою верность принцу Морицу в 1610. В 1617 году произошла эскалация конфликта, когда республиканцы провели "Резолюцию", позволяющюю городам принять меры в отношении гомаристов. Принц Мориц обвинил Яна ван Олденбарневелта (Барневелта)в государственной измене, он был арестован, а в 1619 году казнен. Гуго Гроций покинул страну после побега из заключения в замке Лёвенстейн.

Заключительный этап (1621-1648)

Возобновление войны

Переговорам о мире мешало два нерешенных вопроса. Во-первых, испанскому требованию религиозной свободы для католиков в Северных Нидерландах противопостовлялось голландское требование свободы для протестантов на юге Нидерландов. Во-вторых, существовало несогласие в отношении торговых путей в различных колониях (на Дальнем Востоке и в Северной и Южной Америке), которые не могли быть решены. Испанцы сделали одно последнее усилие для завоевания Севера, а голландцы использовали свои военно-морские силы, чтобы увеличить свои колониальные торговые маршруты в ущерб Испании. Война возобновилась, становясь частью более масштабной Тридцатилетней войны.

В 1622 году испанское нападение на важную крепость Берген-оп-Зом было отбито. Однако, в 1625 году Мориц умер, в то время как испанцы осаждали город Бреда. Испанскому командиру Амброзио Спинола удалось завоевать город Бреда. После этой победы сводный брат Морица Фредерик Генри, принявший командование армией, в 1629 году завоевал ключевой укрепленный город Хертогенбоса. Этот город, крупнейший в северной части Брабанта считался неприступным. Его потеря явилась серьезным ударом по испанцам.

В 1632 году Фредерик Генри захватил Венло, Рурмонд и Маастрихт. Попытки нападения на Антверпен и Брюссель, однако, провалились. Голландцы были разочарованы отсутствием поддержки от фламандского населения. Поддержка отсутствовала из-за грабежей и нового поколения во Фландрии и Брабанте, которые обратившись в католицизм недоверяли кальвинистской Голландии даже больше, чем испанским оккупантам.

Мир

Файл:Helst, Peace of Münster.jpg

Жители Астердама празднуют Мюнстерский мир

30 января 1648 года война закончилась подписанием Мюнстерского договора между Испанией и Нидерландами. В Мюнстере 15 мая 1648 года стороны обменялись ратифицированными копиями договора. Этот договор являлся частью европейского Вестфальского мира, завершавшего Тридцатилетнюю войну. В договоре баланс сил в Западной Европе был скорректирован с фактической геополитической реальностью. Это означает, что де-юре Голландская Республика была признана в качестве независимого государства и сохранила контроль над территориями, завоеванными на поздних этапах войны. Мир не был долговечным, возникли новые мировые державы. Голландская Республика и Английская республика начали свою первую войну в 1652 году лишь четыре года после того, как мир был подписан

Литература

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Нидерландская революция. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Advertisement