Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

Менталитет - самобытный музыкоподобный аксиологический строй большой социальной группы, вносящий уникальное звучание в общую миссию землян.

Менталитет[1] - специфика психологической жизни людей через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающаяся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающая вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности {АП, например} убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других.

по Луману Н.

В целом массмедиа как средства распространения при всей их «демографической» эффективности и способности воздействовать на коллек- тивный менталитет не в состоянии, по мнению Лумана, решить свою основную задачу: селективно мотивировать социально релевантное поведение индивидов. Безусловно, организованная система массмедиа меняет индивидуальные мировоззренческие и деятельностные установки и таким образом задает условия, с которыми должны считаться все социальные подсистемы. Но Луман подчеркивает, что воздействие на индивида посредством телевидения, радио или прессы, вопреки распространенному мнению, не заходит так далеко, чтобы производить массовые, гомогенные, типовые представления. Даже обволакивая информацией, эти массмедиа не уменьшают, а увеличивают степени свободы, с которой индивид имеет возможность реагировать на зачастую противоположные коммуникационные предложения: при их избытке он принужден чаще отвер- гать их, чем при их недостатке.

В этих условиях, считает Луман, оказывается необходимой селекция: «Нечто проявляется как информация, если оно селектируется в качестве различения. Это предполагает наличие схемы сравнения, которая функционирует как условие возможности информации, но не передается с ней, и таким образом не может контролироваться ее реципиентом». Среди примеров подобных предпосылок коммуникации Луман выделяетследующее: сообщение должно представать как новое или отклоняющееся, чтобы вообще быть замеченным. Это не исключает монотоннных повторений (футбол, катастрофы, криминальные новости), а предполагает их.

Другой принцип отбора – конфликт. Подобные предпосылки, связанные с дисконтинуальностью, действуют на общество дестабилизирующе и стимулируют рост требований, сводящихся к «защите от» и «участию в изменениях», т.е. страхов и претензий одновременно.

Тем не менее порог селективности, который неизбежно поднимается с интенсификацией коммуникации и усилением мощи массмедиа, препятствует возникновению надежных механизмов реализации спонтанных и некоординированных массовых коммуникаций при растущей системной дифференциации: информация в них может быть произвольно отклонена, и передающая система не способна узнать об этом. Массмедиа не создают мотивации для безусловного завершения коммуникационного акта и не может справиться с ростом комплексности общественных коммуникаций. Это под силу только символически генерализованным средствам коммуникации.

к эфиру

от Шиловой В.А., ИС РАН

Во-первых, «Менталитет не тождественен высказываемым мыслям и видимым образом действия. Менталитет стоит за ними, менталитет есть нечто не вербализированное …»

Во-вторых, «Менталитет… это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «Коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические»

В-третьих, «Ментальность – совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать определенным образом»

Ментальное поле — это тот «дух культуры», который так часто поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под действием ментального поля в обществе вырабатывается характерная для данной культуры.

Менталитет - совокупность представлений, переживаний, жизненных установок людей, которая определяет их общее видение мира. Эту совокупность называют менталитетом, или ментальностью. Менталитет есть проекция ментального поля культуры на психику людей.

Менталитет отражает специфические особенности определенного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складывается у тех, кто принадлежит к данной культуре. Например, гнев против убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловеческое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для общества с примитивной культурой. Ментальность всегда культурно-зависима, т.е. ее содержание определяется культурой и является у представителей разных культур различным.

Менталитет представляет собой исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. B отличие от кратковременных, изменчивых настроений общества, колебаний общественного мнения и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консервативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протяжении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.

Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая национальным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями, культурной среды, в которой личность живет. В течение жизни ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой-либо новой для него культурной формы и, как правило; бывает связано с глубокими психологическими сдвигами.

В менталитете общественное и индивидуальное сливаются вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой и общественное явление, которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность, и явление личностное, характеризующее психику отдельного человека.

Менталитет народа есть одновременно и ментальность его отдельных представителей.

Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе.

В рамках общекультурной ментальности возникают различные варианты группового менталитета. Групповой менталитет может оказывать большее или меньшее влияние на общенациональный менталитет и всю национальную культуру. Например,менталитет русского дворянства существенным образом сказывался на национальной культуре России: дворянские обычаи воздействовали на жизнь всех сословий, вкусы и нравы дворянства во многом определяли развитие литературы,архитектуры. В настоящее время в нашей стране ощущается сильнейшее давление криминального менталитета на общественные нравы, язык, политику.

Ментальность личности определяется:

  • 1) типом общества, в котором она живет - особенностями социокультурного мира, к которому принадлежит данное общество;
  • 2) особенностями национальной культуры;
  • 3) особенностями субкультуры или культурных форм, которые обусловливают менталитет отдельных социальных групп в обществе.

Таким образом, ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:

- на уровне социокультурных миров или типов культуры как ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная.

- на уровне национальных культур — как ментальность русская, китайская, американская и т.д.;

- на уровне субкультур, носителями которых являются различные социальные группы (классы, сословия, профессиональные возрастные, территориальные,этнические, религиозные и др. общности), как ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская, православная.

Менталитет складывается из ментальных комплексов — отдельных образов, которые формируются наложением «категориальной сетки» на конкретные виды деятельности и сохраняются в памяти. Ментальные комплексы — это «сгустки мысли», особые уплотнения ментального поля, которые придают ему неоднородность, нестабильность.

Наиболее сильно ментальные комплексы проявляются в речи человека. Ментальные комплексы — это мысли, принципы, образы, которые человек приобретает с жизнью, необходимые для оценки и сравнения с остальными. Ментальные комплексы выступают некими указателями, которые направляют разум человека в жизни, помогают занять в ней какую-то позицию.

См. также

См. также

Advertisement