Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

Магнитобиоло́гия — одно из направлений радиобиологии неионизирующих излучений; раздел биофизики, изучающий биологические эффекты слабых низкочастотных магнитных полей, не вызывающих нагрева тканей. Соответствует несколько более общему англоязычному термину bioelectromagnetics, который не следует путать с термином bioelectromagnetism. Для магнитобиологических эффектов характерны свойства, ярко отличающие их от тепловых эффектов — часто они наблюдаются лишь в некоторых частотных и амплитудных интервалах переменных магнитных полей, зависят от одновременного присутствия постоянного магнитного или электрического поля, от поляризации поля.

Воспроизводимость

Следует отметить специфический характер воспроизводимости результатов магнитобиологических экспериментов. До четверти работ по магнитобиологии сообщают о невозможности воспроизведения эффектов. В большинстве случаев экспериментаторам потребовался целенаправленный поиск относительно редких сочетаний электромагнитных и физиологических условий, обеспечивающих наблюдение эффекта. Многие из результатов магнитобиологии пока не подтверждены исследованиями независимых лабораторий.

Электромагнитная экспозиция

Практическая значимость магнитобиологии обусловлена возрастающим уровнем фоновой электромагнитной экспозиции населения. Некоторые электромагнитные поля оказываются небезопасными для здоровья людей и являются не менее существенным фактором чем температура, давление и влажность.

Стандарты ЭМ безопасности

Существующие стандарты электромагнитной безопасности, разрабатываемые как национальными, так и международными организациями, для некоторых частотных диапазонов электромагнитного поля отличаются в десятки и сотни раз, что указывает на недостаточность научных исследований в области магнитобиологии и электромагнитобиологии. В настоящее время большинство стандартов учитывают лишь биологические эффекты нагрева электромагнитными полями.

ЭМ поля в медицине

С другой стороны, получают развитие методы лечебного применения относительно слабых электромагнитных полей, оказывающих, как говорят, лишь информационное воздействие на организм.

Возможная природа эффектов

В магнитобиологии имеет место значительное отставание теории от эксперимента. До сих пор неясна физическая природа явления, несмотря на множество наблюдательных и экспериментальных данных. Часто обсуждают следующие предполагаемые причины возникновения магнитобиологических явлений:

  1. кристаллизация в тканях организма железосодержащих магнитных наночастиц,
  2. зависимость некоторых биохимических реакций с участием пар свободных радикалов от величины магнитного поля,
  3. возможное существование долгоживущих вращательных состояний некоторых молекул внутри белковых структур,
  4. изменение свойств жидкой воды в магнитном поле.

Объяснение физической природы биологического действия слабых магнитных полей является фундаментальной научной проблемой.

Использованная литература

Рекомендуемая литература

  • Бреус Т.К., Рапопорт С.И. Магнитные бури: медико-биологические и геофизические аспекты. — М.: Советский спорт, 2003. — 192 с. — ISBN 5-85009-861-5
  • Гурфинкель Ю.И. Ишемическая болезнь сердца и солнечная активность. — М.: ИИКЦ «Эльф-3», 2004. — 170 с. — ISBN 5-88982-031-1
  • Бинги В.Н. Магнитобиология: эксперименты и модели. — М.: «МИЛТА», 2002. — 592 с. — ISBN 5-94505-033-4

Ссылки

en:Magnetobiology

Advertisement